ЗЕЛЕНЫЙ ЛУЧ
"Повеса бывалый
Покорен всему.
Чувствительный малый,
Я канул во тьму.
Пусть время наступит,
И сердце полюбит!”
— эта цитата Артюра Рембо из «Песни самой высокой башни» (1872), помещенная в заглавие к/ф «Зеленый луч» Эрика Ромера, предвещала одинокое блуждание Дельфины во время ее летних каникул. «Когда вы видите зеленый луч, — писал Жюль Верн, — вы способны заглянуть в свое сердце и в сердца других». Явление также описывается в стихотворении Николая Гумилева “Разговор” (1913), где поэт с первых строк, рассказывает о плавном таинственном исчезновении этого свечения, передавая особое вечернее состояние души:
"Когда зелёный луч, последний на закате,
Блеснёт и скроется, мы не узнаем где,
Тогда встаёт душа и бродит, как лунатик,
В садах заброшенных, в безлюдьи площадей".
Зеленый луч — не только мимолетный оптический феномен, но и особый таинственный символ, пронизывающий произведения литературы и кино. Сияющий в последние секунды заката, он олицетворяет мгновения, когда реальность и мечта пересекаются, когда надежда и свет пробиваются сквозь наступающую тьму. Этот редкий природный эффект стал метафорой поиска смысла, вдохновения и внутренней трансформации.
Луч встречается также в мемуарах путешественников и ученых самых разных стран, где они, как зачарованные, пытаются продлить этот момент, вскарабкиваясь все выше и выше на палубы.
Постоянные изменения, которые несет с собой каждый день, заставляют всех нас, обитателей земли, с невротической частотой задумываться о будущем. Во что трансформируется наша мечта о нем? Сплетается ли она с прагматизмом, кажется ли иногда наивно-романтичной? Что каждый видит в зеленом свечении, которое будто прорвалось из расщепившегося на миг мира?
Выставка исследует концепцию переходных состояний и мгновений, когда внезапно на несколько секунд нечто становится видимым или осознается. Реально ли это видение или это олицетворение переживания — решает для себя каждый. Пространство галереи объединило художников, использующих самые разные медиа и свои личные переживания для передачи мгновения, которое длится всего несколько секунд, но запомнится навсегда. Для того, чтобы застать это явление, необходимо, чтобы совпали несколько условий - именно поэтому выставка разделена на тематические зоны: очищение горизонта, состояние тоски по еще не случившемуся, замедление и готовность атмосферы, эмоционально-световой пик и уход в ночь.
Этери Орджоникидзе